«Фабрика по производству» святых
В 1542 г. московским митрополитом стал Макарий, бывший архиепископ новгородский, связанный с князьями Шуйскими. Почитатель и ревностный сторонник Иосифа Волоцкого, Макарий был не столько богословом, сколько политиком и церковным организатором. Правда, и в бытность свою новгородским архиепископом, и в качестве московского митрополита Макарию приходилось выступать с проповедями и составлять поучения. Однако, как церковный писатель, он значительно уступал своим видным современникам - Максиму Греку, Зиновию Отенскому, Ермолаю-Еразму.
В дореволюционной литературе, особенно клерикальной, личность и деятельность Макария сильно идеализировались. Ему приписывалось благотворное нравственное влияние на Ивана IV, инициатива венчания Ивана на царство, побуждение молодого царя к завоеванию Казани, распространение на Руси культуры и просвещения. В действительности же участие Макария в «мирских делах» не было определяющим: он подвизался прежде всего как церковный деятель. Его инициатива явственно ощущалась во всех важнейших мероприятиях, направленных НА УКРЕПЛЕНИЕ ЦЕРКВИ. Государственную же власть он поддерживал до тех пор, пока она не посягала на церковные прерогативы и привилегии15.
Макарий занял митрополичью кафедру в трудное время. Его предшественник, митрополит Иоасаф, был с «великим бесчестьем» согнан боярами: митрополичий дом подвергся великой осаде, в него бросали камни. Бежавший митрополит не мог найти убежища ни на Троицком подворье, ни даже в великокняжеском дворе. Его едва не убили. За три года до этого бояре свергли митрополита Даниила. Теперь оба предшественника Макария находились в ссылке.
Избрание Макария митрополитом было устроено Шуйскими, которые хотели иметь на митрополичьей кафедре своего человека, архиепископа Новгорода - города, издавна к ним расположенного. Однако, Макарий не оправдал их надежд. В центре своего внимания он поставил отнюдь не боярские, а церковные интересы, сознавая, что для укрепления позиций русской церкви необходимо укрепить государственную власть, расшатанную во время боярского правления.
Макарьевская эпоха в Церкви известна интенсивной СОБОРНОЙ жизнью. Для нас особенно важны Соборы середины XVI века (1547 и 1549 годов), которые в исторической науке так и называются «Макарьевскими».
На них решался ТОЛЬКО ОДИН вопрос - ПРОСЛАВЛЕНИЕ (т.е. канонизация) РУССКИХ СВЯТЫХ.
В 1547 году были канонизованы (в скобках указан год смерти):
- Великий чудотворец Иона, митрополит всея Руси (+ 1461);
- Великий чудотворец Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1185);
- Великий чудотворец Макарий Калязинский (+ 1483);
- Великий чудотворец Пафнутий Боровский (+ 1477);
- Новый чудотворец благоверный Александр Невский (+ 1263);
- Новый чудотворец Никон Радонежский (+ 1426);
- Новый чудотворец Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);
- Новый чудотворец Михаил Клопский (+ 1456);
- Новый чудотворец Савва Сторожевский (+ 1406);
- Новые чудотворцы Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;
- Новый чудотворец Дионисий Глушицкий (+ 1437);
- Новый чудотворец Александр Свирский (+ 1533).
Не случайно в этом списке на первом месте значился московский митрополит Иона, с именем которого связывалось установление фактической независимости русской церкви от константинопольской патриархии.
С указанием где праздновать, то есть, канонизованы местно, на Соборе были:
- Новый чудотворец Максим юродивый (+ 1433) - праздновать ему в Москве;
- Новые чудотворцы, благоверные Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские (XII в.) - праздновать им в Муроме;
- Новые чудотворцы, благоверные Петр и Феврония (+ 1228) - праздновать им в Муроме;
- Новый чудотворец святитель Арсений Тверской (+ 1409);
- Новые чудотворцы Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494) Христа ради юродивые - праздновать им на Устюге 8 июля.
В некоторых списках названы также Новгородские святители Евфимий, Иона и Никита.
Собор 1547 года ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПОСЛЕДУЮЩИМ КАНОНИЗАЦИЯМ СВЯТЫХ НА РУСИ. Т.е. до этого момента ОФИЦИАЛЬНО общерусских святых как бы не существовало.
В основу Соборных решений были взяты труды Макария, так как «почти две третьих на 13 общих святых составляют, с одной стороны, святые Новгорода, а с другой - святые, к которым Макарий питал личное усердие.
17-летний Царь Иван делал свои первые шаги на церковном поприще и не располагал достаточными знаниями и авторитетом, чтобы использовать церковную реформу в своих политических целях. Иначе трудно объяснить, почему к лику общерусских святых НЕ БЫЛ ПРИЧИСЛЕН НИ ОДИН ИЗ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ - прямых потомков царя. Зато этой чести удостоился ИХ ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ - Михаил Тверской, убитый в Орде вследствие происков Даниловичей и некоторые муромские князья. Этому, правда, находится объяснение - восточной политикой Грозного, направленной на завоевание Казани. Через Муром шли русские войска, а Михаил Ярославич прославлялся как «мученик», принявший смерть от «безбожных татар».
В списках новых святых можно найти имя Александра Невского, НО НЕТ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО??? Зато был почему-то канонизирован новгородский князь Всеволод Мстиславич, почитавшийся местным святым в Пскове.
Речь царя Иоанна IV на Стоглавом Соборе 1551 года показывает, как развивались события далее.
Святители отбыли в свои епархии и стали «обыскивать», «где, которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении». Затем они прибыли в царствующий град Москву, и состоялся второй Собор.
В отличие от первого Собора, о работе которого сохранилось несколько грамот, материалы второго Собора до сих пор неизвестны. Поэтому перечень святых, канонизованных на этом Соборе, восстанавливается гипотетически. Еще в прошлом веке В. О. Ключевский опубликовал фрагмент особой редакции Жития святителя Московского Ионы, где дан перечень всех русских святых, почитавшихся на Руси в середине XVI века.
Если из этого списка изъять святых, канонизованных ранее, то получится лик святых, прославленных на Соборе 1549 года:
- Святитель Новгородский Нифонт (+ 1156);
- Святитель Иаков Ростовский (+ 1391);
- Святитель Стефан Пермский (+ 1396);
- Благоверный Всеволод Псковский (+ 1138);
- Благоверный Михаил Тверской (+ 1318);
- Преподобный Авраамий Смоленский (+ нач. XIII в.);
- Мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские (+ 1347);
- Преподобный Евфимий Суздальский (+ 1405);
- Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1441);
- Преподобный Савва Вишерский (+ 1460);
- Преподобный Евфросин Псковский (+ 1481);
- Преподобный Ефрем Перекомский (+ 1492).
Таким образом, буквально за 2 неполных года пантеон общерусских святых увеличился сразу на 36 человек! До конца же XVI в. были канонизированы еще 25 святых16. Получается, что ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПОЧИТАЕМЫЕ НА РУСИ СВЯТЫЕ БЫЛИ КАНОНИЗИРОВАНЫ МАКАРИЕМ В СЕРЕДИНЕ XVI СТОЛЕТИЯ!
Именно тогда, в 50-60-е гг. XVI в. появились и первые общерусские месяцесловы, в которых пастве предлагалось именоваться указанными христианскими именами!
В последующие годы при Макарии были канонизованы еще некоторые русские святые. Топографически были представлены Великий Новгород, Псков, Соловки, Вологда, Великий Устюг, Тверь, Ростов, Москва, Суздаль, Калязин, Муром, Можайск, Смоленск, Пермь и т. д. Практически все исконно русские земли!
Середину XVI в. справедливо можно назвать «эпохой новых чудотворцев», или, выражаясь более современным языком «фабрикой по производству святых».
Что происходило потом? В связи с Макарьевскими Соборами пишутся жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Множество писцов ПЕРЕПИСЫВАЮТ рукописи. В это время появляются рукописи, которые по сохранившимся пометам в них называются - «Книга новых чудотворцев». Песнопения новых служб полагались на ноты, имена новоканонизованных святых давались младенцам при крещении, в честь их строились новые храмы, открываются их святые мощи.
А как же реагировал на все это обыкновенный народ? А.И. Клибанов пишет:
«Массовая фабрикация святых в середине XVI в. вызвала недовольство в народной средне. Возникали сомнения в святости тех или иных епископов и игуменов, которые сохранились в памяти народной как захватчики крестьянской земли, угнетавшие население поборами, известные своими разгульными пирами...»17
Если отбросить ВСЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДОПЛЕКУ этого предложения, которой так пестрела вся наша историческая наука до 90-х гг., то откроется ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ вышесказанного.
Те же крестьяне ПРОСТО НЕ ВЕРИЛИИ НЕ ХОТЕЛИ ВЕРИТЬ в святость тех людей, которые на их глазах выклянчивали у них деньги, пьянствовали и разбойничали.
Вот вам и смысл! А как крестьяне могли выразить свое несогласие и протест? Только «хулой» и «рукоприкладством». Так, в Житии Макария Калязинского, канонизированного в 1547 г., рассказывается о крестьянине Никифоре, хулившем не только людей (надо думать монахов и других церковников), но и самого бога: «Не лепа глаголаше не точию на человеки, но и на самого бога». В Житии Григория и Касьяна Авнежских некто именем, сын Иванов, бе же художеством ковач..., в него же всельшуся духу нечистому, и не токмо хулу на человеки глаголяше, но и на самого бога и на святых его, яко же есть обычай беснующимся творити»18. В 1574 г. крестьяне Ростовской волости сожгли важский Клоновский монастырь, с которым у них велись многолетние поземельные споры. Крестьяне дворцовой Аргуновской волости захватили земли у Троице-Сергиева монастыря; вернуть земли обратно монахам удалось лишь после смерти Грозного. В 1577-1578 гг. произошли сильные волнения в Антониево-Сийском монастыре в Подвиньне, куда для наведения порядка был прислан из Москвы специальный «государев посланник». Поводом для выступлений послужило ...составление Жития Антония Сийского! По словам монаха - автора Жития, некоторые из выступавших «крамолующе на святаго хулу держнуша глаголети»19, т.е. попросту не верили в чудеса и святость Антония.
Стоглавый собор 1551 г.
В 1551 г. по инициативе Макария был созван собор, который в исторической науке известен под названием «Стоглавый». Он занимался в основном вопросами различных «нестроений» и УПОРЯДОЧЕНИЕМ христианской жизни: обсуждал меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификации обрядов, моральному состоянию служителей церкви. Фактически на Стоглавом соборе была проведена общерусская церковная реформа.
Собор не случайно совпал по времени с судебной, финансовой и военной реформами правительства Ивана IV, призванными способствовать централизации Русского государства, укреплению государственного аппарата. Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви.
В ста главах, в которых церковные иерархи выразили свои наказы пастве, подчеркивается ПОЛНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ русской православной церкви к обычаям славянской старины.
Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру («зернь»), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнес игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и ...ШАХМАТЫ, широко распространенные на Руси!! (При этом, спустя 33 года Иван IV умирает именно за ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ!!)
Русские люди, говорилось в Стоглаве, «разных стран беззаконии оскверняхомся, обычая злая от них приимше, и сего ради казнит нас бог за таковые преступления».
Глава 41:
«...В мирских свадьбах играют глумитворцы и арганики, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а СВЯЩЕННИЦЫ ИМ О ТОМ НЕ ВОЗБРАНЯЮТ И НЕ ЗАПРЕЩАЮТ...О том запрещати ВЕЛИКИМ ЗАПРЕЩЕНИЕМ...»
Собор под страхом проклятия запретил «трегубную аллилуйю» и троеперстное знамение и ввел по всей стране двоеперстие. Любопытно, но спустя ровно 100 лет, патриарх Никон также под страхом анафемы заставляет православных ОПЯТЬ возвращаться к троеперстному знамению! Но старообрядцы, отстаивая свою правоту, ссылались именно на решения Стоглавого собора. А как тут было мирянам разобраться?
Монахов собор призвал довольствоваться всевозможными квасами, а «не пьянственным питием, сиречь хмельными и горячими винами». Исключение было сделано лишь для редких в России заморских «фрязских» вин. Из разрешалось держать в монастырских обителях, но пить только «во славу Божию, а не во пиянство». Смешно, не правда ли?
Именно последнее решение, как впрочем и многие другие постановления Стоглава, осталось пустой декларацией. Англичанин Ричард Ченслер, посетивший Россию в 50-х гг. XVI вв., так характеризовал русских монахов:
«Что касается разврата и пьянства, то нет в мире подобного, да и по вымогательствам это самые отвратительные люди под солнцем»20.
Итак. Собор 1551 года ОФИЦИАЛЬНО объявил войну старинным русским обычаям.
Заключение
Митрополит Макарий руководил русской православной церковью более 20 лет. В канун Нового года, 31 декабря 1563 г., в возрасте около 80 лет он умирает.
Не многие знают, какую роль МОГ сыграть в русской истории этот церковный деятель. В 1556 г. Иван Грозный писал казанскому архиепископу Гурию:
«О Боже, как бы счастлива была русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты».
Скрытый смысл царского письма становится более понятным в годы опричнины, когда друг за другом на митрополичьей кафедре сменяли иерархи.
Яснее на этот счет высказался Скрынников:
«К счастью для церкви (в XVI в.), и митрополит Макарий, и могущественный временщик - бывший новгородец Сильвестр, проявили достаточную долю РАВНОДУШИЯ к тому, что касалось внешней обрядности»21.
Митрополит Макарий не отличался такой нетерпимостью, как патриарх Никон 100 лет спустя. Он не обладал такой силой воли, как Никон, Итак, просто престарелый Макарий силу политической гибкости и естественной дряхлости (возраста) НЕ СТАЛ устраивать раскол церкви. Именно Макарий за ВСЕ время правления Ивана Грозного является единственным митрополитом, кто «умер в должности» да еще и заслужил от царя ласковые слова!
А что же далее? Дальше пошла чехарда на московской митрополичьей кафедре: по 2 года главами русской церкви побывали Афанасий и Филипп (Колычев). Митрополиты занимались, главным образом, тем, что пытались образумить Ивана Грозного от опричных казней. А после все взоры были устремлены на учреждение патриаршества. Тяжелые годы правления Годунова, Смута, многочисленные войны и первые годы новой царской династии отодвинули общецерковные проблемы, поднятые Макарием, на второй план.
Макарий ПОДГОТОВИЛ русскую общецерковную реформу, направленную на искоренение славянской «старины глубокой». Но ее осуществление растянулось на 100 лет и было завершено лишь более энергичным и непримиримым патриархом Никоном. Именно его, московского митрополита эпохи Ивана Грозного, можно считать человеком, КОТОРЫЙ РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ со славянской стариной.
События середины XVII столетия ЛИШЬ ЗАКРЕПЛИЛИ и ОФОРМИЛИ те процессы, которые были начаты 100 лет назад митрополитом Макарием. Ему так и не удалось довести до конца свои начинания, однако ПРИНЦИПЫ и УКАЗАНИЯ, сформулированные им и его временем легли в основу ОКОНЧАТЕЛЬНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ САМОБЫТНОСТИ в лице древнего язычества.
Поскольку большинство славянских имен и прозвищ были не признаны православной церковью, их ожидала печальная судьба. Во 2-й половине XVI в., ввиду многочисленных примеров причисления к лику святых и преподобных различных церковных деятелей, ИХ ИМЕНА СТАНОВЯТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ЦЕРКОВНЫХ МЕСЯЦЕСЛОВОВ, которые появляются как выдержки из Житий «Великих Четьи-Миней».
Выполняя решения Стоглавого собора 1551 г., городские и сельские священники уже во 2-й пол. XVI в. УСИЛИВАЮТ контроль над мирянами. Именно к концу XVI столетия нехристианские имена и именно под влиянием политики митрополита Макария, постепенно начинают исчезать из употребления. Процесс этот завершился только к середине следующего века.
Мне могут возразить: нет данных. Нужны факты, а главное цифры. Они есть. Весьма любопытные. Готовится к публикации статья «Рязанские старорусские имена и прозвища в кон. XVI и 1-й трети XVII вв.», составленная на основе данных писцовых и переписных книг Окологороднего и Старорязанского станов Переяславль-Рязанского уезда. Но это уже отдельная тема.
* * *
1 Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001. С. 5.
2 Некоторые вопросы к изучению истории крестьянских семей в XVII в.
3 Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археографического общества. Т. VI. СПб, 1903. С. 76.
4 Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.: Русские словари, Астрель, 2000. С. 9.
5 Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра. 1-я лекция. // Неопубликованные произведения. М., Наука, 1993. С. 13-14.
6 Петровский. С. 7.
7 Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. // http://booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/4/4254.htm
8 Благовест. Православный календарь. // http://ww.cofe.ru/blagovest/calendar/2.asp
9 Н.Ф. Дробленкова. // http://fortunecity.com/campus/mandela/407/Slovar/VMCh.htm // Соколова Л.В. Литература Древней Руси. Библиографический словарь. 1996.
10 Рыбаков Б.А. Начальные века русской истории // Христианство и Русь: Сб. статей. Серия «Советское религиоведение». N 2. М., Наука, 1988. С. 28.
11 Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. М., Ин-т философии АН СССР., Мысль, 1987. С. 267.
12 Шмеман А. Исторический путь православия. YMCA-PRESS, Paris, 1985, с.342.
13 Смирнов М. Ягелло-Яков-Владислав и первое воссоединение Литвы с Польшею. Одесса, 1868, с. 161. Об этом же двоеверии пишет и прот. Георгий Флоровский в своем труде «Пути русского богословия», Париж, 1937, с. 2-3: «Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания, как в каком-то историческом подполье, продолжалась своя, уже потаенная, жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная...»
14 Чем христианство плохо? // http://paganism.chat.ru/xian-bad.htm
15 Русское православие: вехи истории/Научн. Ред. А.И.Клибанов. М., Политиздат, 1989. С. 110-111.
16 По подсчетам А.И. Клибанова во 2-й пол. XVI в. было канонизировано 86 святых // Русское православие. С. 114.
17 Русское православие. С. 115.
18 Корецкий В.И. Борьба крестьян с монастырями в России XVI-нач. XVII в. // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 6. С. 190.
19 Корецкий. С. 175.
20 Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М.-Л., 1938. С. 65-66.
21 Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Новосибирск, Наука-Сиб. Отделение, 1991. С. 231-232.
Источник: Славянский Мир
Дополнительные ссылки:
Оленев Максим Борисович
Работы Максима Борисовича Оленева
Сайт «Возрожденная Русь». Куда делись русские имена?
Форум сайта «Возрожденная Русь». Куда делись русские имена?
Влияние церковного раскола на состав русских имён
Список древних русских канонических имён
Внедрение христианства и изменение состава русских имён
Древнерусские и славянские имена в церковном каноне
Праздники славян и христиан (таблица)
Протоиерей Андрей Ткачёв - Мы наложили свои праздники на языческие
Виталий Сундаков - Христианство
Виталий Сундаков - Идеология
Александр Невзоров - Крещение Руси
Кровавое крещение Руси
Русские имена
Кого в Библии называют язычниками?
Что такое Россия?